Ковроткачество в Иране: прошлое и настоящее.

Иранские ковры – совершенны

Они были такими сотни лет назад, и по сей день остались непревзойденными. Современный Иран когда-то находился на территории древней Персии, откуда и возник термин «персидский ковер».

Ковроткачество в Иране возведено в Абсолют

Потому что ковер в восточной культуре – не просто предмет обихода. Это своеобразный микрокосм, наполненный множеством символов. Это определило и своеобразный стиль орнамента. Однако узнаваемый изощренный рисунок из стеблей и цветов, который возникает в сознании при словах «персидский ковер», сформировался далеко не сразу.

КУПИТЬ ИРАНСКИЕ КОВРЫ  exterier.ru

Ковер — это весь мир вокруг человека

С наибольшей долей вероятности ковроткачество возникло в среде кочевых племен Средней Азии тысячелетия назад. В условиях архаического мировоззрения, отличающегося особенной цельностью, ковер возник как совмещение различных граней жизни: практических и художественных, личных и общественных, эмоциональных и религиозных. Ковер стал выразителем культуры создавшего его народа и самым ярким носителем творческого импульса, присущего человеку вообще. Упрощенная техника плетения и необходимость ткать изделия с достаточной скоростью определили простоту орнамента. В основном он состоит из стилизованных изображений холмов, деревьев, домашних животных, прямых линий, обозначающих горизонт или границы владений племени и волнообразных, символизирующих воду – ручьи и реки. Так в ковре оказался заключен весь мир человека. Цвета, в которые окрашивалась пряжа, бережно извлекались из своих естественных сосудов: стеблей и листьев разных растений, их корней, и скромных, но щедрых цветочных лепестков. Гармония цветосочетаний провинциальных ковров была продиктована гармонией окружающей природы. В этнических коврах чаще всего встречаются теплые охристые, кирпичные, ореховые, кремовые, желтые и зеленоватые оттенки, которые прекрасно дополняют друг друга.

До сих пор и в среде кочевников, и отдельных небольших деревнях, старинные традиции ковроткачества остаются неизменными. Этнические ковры ткутся в городах Алиабад, Шираз, Керман, Сирджан. Дизайны ковров создаются самим ткачом, который воплощает его почти интуитивно, без предварительной прорисовки эскиза на миллиметровой бумаге. Этнические ковры из иранских провинций очень эмоциональные, выразительные, естественные и теплые. Им присуща динамика линий и контрастность локальных цветов.

Этнические ковры из иранских провинций очень эмоциональные, выразительные, естественные и теплые. Им присуща динамика линий и контрастность локальных цветов

Золотой век иранского ковроткачества

В дальнейшем, в связи с расцветом придворной культуры во времена правления Сефевидов, настал «Золотой век» ковроткачества. Это был и расцвет культуры ислама, для которой характерен возвышенный символизм и метафизическая сложность в изобразительных традициях. Именно в этот период был рожден знаменитый персидский ковер. Как правило, это полотно прямоугольной формы, украшенное сложным растительным орнаментом. В центральной части ковра зачастую присутствует медальон изысканной формы, символизирующий центр мироздания, вселенскую гармонию. Композицию завершает так называемый главный бордюр, окаймленный двумя дополнительными. Каждая черта, каждая линия занимает строго определенное ей место, также как и каждое крохотное существо исполняет судьбу, предназначенную ей Создателем.

В настоящем персидском ковре каждая черта, каждая линия занимает строго определенное ей место, также как и каждое крохотное существо исполняет судьбу, предназначенную ей Создателем.

Все элементы орнамента в персидском ковре искусно прорисованы и, конечно же, самой узнаваемой чертой восточного узора является наличие пальметт – стилизованных цветков граната или лотоса. Они изображены плоскостно, чем уподобляются редкому гербарию: мы можем наблюдать цветок одновременно и с боковой, и с фронтальной точек зрения; видим наружную часть лепестков и драгоценную сердцевину. Это позволяет делать изображение более полным, детальным, похожим на фантастическую картину. К созданию узора подходят трепетно, с особым тщанием, используя невероятное количество разнообразнейших оттенков. В этом проявляется особое творческое видение и мастерство ткача. Все эти составляющие, в сочетании с отменным качеством материалов и тонким художественным вкусом иранских мастеров превращают их изделия в подлинные произведения искусства.

Традиционные пальметты изображаются так, что мы можем наблюдать цветок одновременно и с боковой, и с фронтальной точек зрения. Это делает узор несколько фантастичным, нереальным.

Цветовая гамма городского ковра также сильно изменилась: в ней появилось больше вибраций, оттенки драгоценных камней, золота и жемчуга. Одно перечисление всех цветов, применяемых в иранском ковроткачестве, заняло бы множество страниц. Среди них встречаются сложные и эстетичные оттенки коралла, рубина, бирюзы, шафрана, индиго – настоящее пиршество для глаз.

Для иранских ковров ручной работы используют только натуральные материалы: шерсть, шелк, хлопок. Основным материалом для создания ковров служит овечья шерсть. Самая качественная шерсть строго в определенные периоды состригается у молодых овец с области живота и шеи: именно такой тип шерсти считается самым мягким и эластичным. В Иране также производится великолепный шелк и веками культивируются натуральные красители для пряжи. Существуют особые техники плетения узлов для достижения более высокой плотности и точности орнамента. Как правило, для воплощения гибких растительных орнаментов используется полуторный персидский узел – именно он позволяет сделать линии плавными и сохранить высокую плотность плетения. Строгие геометрические узоры ткутся двойным турецким узлом: с ним линии получаются четкими и стремительными.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*